Анестезия в детской стоматологии

Отголоски советской стоматологии до сих пор сидят в подсознании у каждого человека. Почти у каждого второго пациента отмечается боязнь  белого халата. А все почему? Потому что раньше лечили зубы без анестезии. Детей держали насильно в кресле, чтобы положить мышьяк или удалить зуб.

Вопрос обезболивания очень актуален в детской практике, потому что взрослый может сказать о болезненных ощущениях, а ребенок может просто начать плакать и больше никогда не придет к этому врачу. Поэтому очень важно не сделать больно и наладить доверительный контакт.

Сейчас детская стоматология совершила огромный прогресс в теме обезболивания. На данный момент отмечается много видов анестетиков для местной анестезии, так же существует общее обезболивание, а не так давно появилась и компьютерная анестезия, что позволяет сделать лечение ребенка максимально комфортным.  На детском приеме мы не употребляем такие слова как «укол», «сверлить», а говорим мы помажем десенку вареньем, положим снежинку и поймаем микроба добрым пылесосом. Согласитесь, звучит намного приятнее.

Общая анестезия

Следует помнить  приказ минздрава России от 13.11.2012 года номер 910H ПУНКТ 19 «Санация детей до 3х лет с множественным кариесом и его осложнениями проводится в наркозе».

Действительно, когда ребенок маленький, качественно оказать медицинскую помощь не всегда предоставляется возможным из-за неусидчивости детей. В таком случае следует прибегнуть к общему обезболиванию. Либо когда объём лечения очень большой,  и пациент не сотрудничает с доктором. Когда есть такие заболевания как ДЦП или эпилепсия. В любом случае решение о лечении в наркозе принимается коллегиально совместно с врачом - анестезиологом.

Подготовка к лечению в наркозе заключается в сдаче анализов. Общий анализ крови, мочи, ЭКГ с расшифровкой. Если ребенок состоит на учете у кардиолога или невролога, нужно разрешение от этих специалистов  на лечение.

Седация с помощью закиси азота

Этот метод позволяет ребенку расслабиться, побороть страх. Ребенок находится в сознании, смотрит мультик, что позволяет спокойно перенести лечение. Маска не убирает болевую чувствительность, поэтому данный метод нельзя считать обезболиванием. Инъекция анестетика все равно требуется.

Показания к лечению с закисью азота:

• сильный страх,
  • повышенный рвотный рефлекс,
  • гиперактивность.

Противопоказания:

• повышенное внутричерепное давление,
  • эпилепсия,
  • заболевания дыхательных путей,
  • отит,
  • возраст до 3 лет,
  • особенности психического развития, не позволяющие ребенку общаться с врачом.

Перед приемом родителям следует объяснить ребенку, что на носик врач оденет тебе масочку, ты будешь лежать дышать и отдыхать. Перед приемом рекомендуется покушать за 1,5-2 часа.

Местная анестезия

Местная анестезия в детской стоматологии начинается с аппликации анестетика на десну. Чаще всего это гели на основе лидокаина. Они имеют приятный запах и вкус. Действующее вещество геля проникает в слизистую оболочку и снижает  чувствительность первого вкола.

Далее следует непосредственно сама инъекция анестетика. Чаще всего в детской стоматологии применяется артикаин. Отмечено, что он реже всего вызывает аллергическую реакцию.

Аллергическая реакция может наступить на повторное введение аллергена в организм. Поэтому детям обязательно назначаются аллергопробы, чтобы удостовериться в безопасности данного метода для данного пациента.

Есть два метода проведения инъекции анестетика.

Первый осуществляется карпульным шприцом. В шприц вставляется караула с анестетиком и на него накручивается игла, которая по размерам намного меньше обычной стандартной иглы.

Здесь очень важно провести процедуру максимально аккуратно, иногда даже постараться сделать так, чтобы ребенок не увидел сам шприц.

Второй метод заключается в проведении STA компьютерной анестезии.

Внешне такая анестезия выглядит как провод с педалью, что очень подходит для пациентов, которые боятся даже внешнего вида шприца. Подача анестетика осуществляется с помощью электроники, что позволяет медленно и плавно вводить меньшее количество препарата. Дети порой даже не замечают как проходит данная анестезия.

Вопрос анестезии очень непростой. В истории болезни перед приемом советуем пациентам всегда указывать, если есть аллергические реакции в анамнезе или реакция на те или иные препараты. Советуем не пренебрегать аллергопробами, ведь это здоровье ваших детей. Будьте здоровы!