Адентия - что это? Диагностика и лечение

Адентия-это патологический процесс, результатом которого, является отсутствие одного или группы зубов в полости рта.

Первично заболевание имеет наследственную этиологию, это истинная адентия. Проявляется врожденным отсутствием зачатков молочных или постоянных зубов, одного или множества.

Полная врожденная адентия, редко встречающееся заболевание. Наблюдается при наследственной эктодермальной дисплазии. У больных отмечается недоразвитие ногтей, волос, кожи, потовых и сальных желез, нервов, хрусталика и т.д.

Рассасывание зубных зачатков может происходить под влиянием различных вредных факторов, эндокринных сбоев, нарушений минерального обмена, инфекционных заболеваний плода во внутриутробном периоде.

Вторично, приобретенная адентия. Например, после травмы челюстей в области зачатка. Удаления зуба по причине осложненного кариеса, периодонтита, периостита, пародонтита, переломов, трещин, гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.

Первичная адентия 31 зуба

Рис.1 Первичная адентия 31 зуба.

На распространенность проявления патологии влияют как внутренние факторы: хронические заболевания (сахарный диабет, заболевания эндокринной системы, онкология, вич, СПИД, гипертония), вредные привычки (курение, алкоголизм, несбалансированное питание).

Так же оказывают влияние внешние, вредные факторы: экология, место проживания, климат, условия жизни.

Первичная адентия 45 зуба

Рис.2 Первичная адентия 45 зуба

Адентия может быть, как молочных, так и постоянных зубов.

Отсутствие одного или нескольких зубов в зубном ряду, отражается на состоянии всей зубочелюстной системе организма.

Может происходить изменение прикуса, убыль костной ткани, снижение высоты нижней трети лица. Адентия иногда проявляется эстетическим дефектом. Выражение лица приобретает «старческий вид», с западением носогубных складок.

Развивается феномен Попова-Годона, это осложнение адентии может встречаться в любом возрасте.  Зубы смещаются в сторону пустот, антагонист противоположной челюсти направляется в сторону дефекта с образованием «окклюзионного замка».  Как результат обнажение корня двигающегося зуба, иногда он достигает слизистой альвеолярного отростка противоположной стороны. Происходит изменение расположения окклюзионной кривой челюстной системы, соседние зубы испытывают увеличенную нагрузку. Функционирование челюстных мышц нарушается, ухудшается нормальное пережевывание пищи. При множественной адентии, могут, как следствие, развиваться заболевания желудочно-кишечного тракта.

Феномен Попова-Годона

Рис.3 Феномен Попова-Годона.

Диагностика  адентии

Диагностировать патологию может врач стоматолог, на профилактических и лечебных осмотрах.

Часто требуется дополнительные исследования, визиография, компьютерная томография челюстей и зубов.

Лечение подбирается индивидуально в зависимости от тяжести заболевания, причины адентии.

Это может быть протезирование у стоматолога ортопеда (мостовидные протезы, съемные протезы), имплантация (по достижению совершеннолетнего возраста), ортодонтическое лечение (брекеты, пластинки и т.д.).

Лечение и коррекция сопутствующих заболеваний

При адентии постоянных зубов у ребенка и наличия молочных зубов, необходимо как можно дольше их сохранить, для предотвращения грубых нарушений прикуса, достижения совершеннолетнего возраста и возможности более полной лечебной коррекции.

Профилактика заболевания заключается в регулярном осмотре у врача стоматолога.

Беременным женщинам необходимо хорошо следить за своим здоровьем, правильно питаться.

Обязательна ежедневная чистка зубов. Снижает вероятность проявления патологии так же отсутствие вредных привычек, сбалансированное питание.

Своевременная санация кариозных очагов зубов, лечение воспалительных заболеваний полости рта.